• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация российской национальной лекарственной политики в условиях глобализации фармацевтических рынков

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2012

Работа представляет собой стартовый проект научного направления в сфере здравоохранения.

Объектом исследования являлись процессы, приводящие к изменению подходов  к ценовому регулированию в системе  лекарственного обеспечения разных стран, а также  различные факторы, оказывающие влияние на развитие мирового  фармацевтического  рынка, и их последствие для национальной лекарственной политики Российской Федерации .

Целями исследования являлись:

·                  анализ изменений современного фармацевтического рынка в связи с процессами глобализации,

·                  оценка его влияния на будущую национальную  лекарственную политику в России,

·                  исследование возможностей внедрения механизмов повышения доступности инновационных лекарственных средств и лекарств для лечения редких заболеваний (орфанных препаратов) для населения Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили данные официальной статистики мировых аналитических агентств в сфере лекарственного обеспечения (IMS, DSM-group, COMKON, EFPIA, Frost&Sullivan), данные Всемирной организации здравоохранения (WHO), данные Европейского Парламента (EP&Council) и базы данных ОЭСР (OECD),  данные интервью с представителями зарубежного экспертного и делового сообщества в сфере лекарственного обеспечения. В работе использованы зарубежные материалы о методологии подходов к ценовому регулированию, в том числе руководства и инструкции Всемирной организации здравоохранения, Методические материалы агентства FDA (Соединенные Штаты Америки), агентства NICE (Великобритания), ряда других зарубежных агентств,  данные официальной статистики (Росстат).

На основании доступных аналитических данных и научных статей в зарубежных источниках проведена  Систематизация информации о регулировании обращения инновационных и орфанных лекарств в мировой практике, Систематизация данных о зарубежной практике разделения рисков с производителями инновационных и орфанных лекарственных средств и на примере различных  зарубежных стран сделан анализ методологических проблем, возникающих при внедрении модели risk sharing в сфере лекарственного обеспечения.

Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования в рамках решения задачи определения влияния процессов глобализации на обращение лекарственных средств были решены следующие задачи:

Исследованы глобальные тренда на мировом фармацевтическом рынке.  Описаны  неравномерность экономического развития, серьезно меняющая расстановку сил и определяющая перспективы дальнейших изменений на фармацевтическом рынке.

Проанализированы происходящие процессы концентрации, активизация слияния и поглощения фармацевтических компаний, диверсификация базовых  направлений деятельности, которую демонстрируют основные участники рынка.

Проанализированы процессы, происходящие в связи с патентным обрывом, включая расширение сферы применения дженериков и биосимиляров.

Одновременно проанализированы изменения, вызванные начавшимся ускорением инновационного развития и стимулированием R&D в фармацевтическом секторе.

Эти изменения оценены с точки зрения их влияния на  российскую систему лекарственного обеспечения. Приведены данные интервью лидеров российской фарминдустрии.

В рамках первого этапа был также проанализирован зарубежный опыт регулирования лекарственного обеспечения.

Были оценены положительные и отрицательные последствия применения различных вариантов ценового регулирования – прямого контроля цен, включая установление цены на основе внешнего и на основе внутреннего референтного сравнения, а также методов косвенного контроля цен на лекарственные препараты, включая контроль объема затрат и контроль прибыльности операций фармацевтических компаний.

В работе в удобном табличном формате представлены данные о странах, используемых в большом числе регионов для установления цены на лекарственные препараты на основе внешнего референтного сравнения, а также критерии группировки препаратов для установления цены с использованием подходов внутреннего референтного сравнения.

На основе широкого международного анализа дано описание наиболее распространенных практик организации лекарственного обеспечения.

На втором этапе исследования проводился анализ условий повышения доступности инновационных и орфанных лекарственных средств для населения Российской Федерации.

В рамках решения этой задачи были проанализированы методологические проблемы, возникающие при внедрении наиболее перспективных из имеющихся в мире моделей финансирования инновационных препаратов на основе разделения рисков с производителями (risk sharing schemes).

Была сделана классификация существующих схем как в отношении однотипных (преимущественно онкологических) препаратов, так и в отношении препаратов, применяемых при различных заболеваниях.

Был проведен подробный анализ достоинств и недостатков схем разделения рисков.

Учитывая положения Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года,  разработанной Минздравом РФ, результаты проведенного исследования представляют значительный интерес.  Выводы и рекомендации, сформулированные  на основе анализа мирового опыта ценового регулирования, могут быть использованы Минздравом РФ  для разработки необходимых  нормативно - распорядительных документов. Материалы настоящего исследования позволят выбрать наиболее оптимальные для условий России  подходы, которые будут основаны  на научном анализе и оценке преимуществ, недостатков и ограничений имеющихся в мире моделей ценового регулирования.

Одновременно с этим рассмотрение в рамках проведенного исследования новых для фармацевтического рынка и пока не практикуемых в России типов финансовых соглашений Risk Sharing, предусматривающих разделение рисков с производителями при оплате инновационных лекарственных препаратов представляет большую важность, поскольку в нашей стране, в отличие от многих зарубежных стран, отмечается достаточно низкая доступность инновационных препаратов для лечения  многих, в том числе социально–значимых, заболеваний.

Внедрение соглашений о разделении рисков в целом является сложной задачей, хотя все большее число стран начинает использовать эти схемы в своей практике.

При этом анализ показывает, что в условиях России внедрение финансово–зависимых схем представляется несколько более простым способом, имеет более низкий уровень административных издержек и требований к информации, принимаемой в расчет. Исход–зависимые схемы значительно более сложны и затратны в реализации. Очевидно, что в этом случае необходимо найти способ измерять успешность применения препарата, уметь  объективно это оценить и задокументировать.

Безусловно, в России принимать решение о внедрении соглашений такого рода необходимо на основе всестороннего анализа мирового опыта и проведения пилотных исследований в отдельных регионах или при отдельных заболеваниях.

Особую значимость при этом приобретают исследования мировых подходов по оценке социально-экономической эффективности применения медицинских технологий и условия их реализации в России. Этим вопросам предполагается посвятить второй компонент проводимого исследования.

Конечно, применение в России подходов, апробированных в других странах,  сопряжено со множеством проблем. Из–за особенностей организации здравоохранения  в каждой стране очень сложно переносить опыт национальных решений в другие страны. Однако движение вперед необходимо. И результаты проведенного исследования могут быть применены для  реализации основных целевых задач принятой в 2012 году Программы развития здравоохранения, предусматривающих меры по улучшению здоровья и повышению продолжительности жизни россиян.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!