Публикации
The report is based on situation analyses results. Situation analyses was conducted under the auspices of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, with the support of the Committee on International Affairs of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation and the International Public Fund “Russian Peace Foundation,” as well as the Council on Foreign and Defense Policy (CFDP) and Russia in Global Affairs journal.
Цель исследования - прогнозирование эпидемиологических последствий развития ВИЧ-инфекции в России и оценка социально-экономических потерь общества в зависимости от различных сценариев лекарственного обеспечения.
Материал и методы. Имитационное моделирование дифференцированных исходов заболевания и затрат при разных алгоритмах и охвате лечения антиретровирусной терапией (АРВТ) ВИЧ-инфицированного населения РФ с оценкой потенциальных потерянных/сохраненных лет жизни и их монетарного выражения во временной перспективе в 5 лет (2019-2023).
Результаты и обсуждение. Сохранение текущего алгоритма лечения при росте расходов на АРВТ на 59,4% в среднесрочном периоде (2018-2023) не позволит сдержать эпидемию ВИЧ-инфекции ни при 60%, ни при 90% охвате. Прирост числа лиц, живущих с ВИЧ/СПИД (ЛЖВ), составит 12,1%, прирост случаев смерти ВИЧ-инфицированных - 35,4%. Напротив, расширение охвата лечением до 90% ЛЖВ одновременно с качественным изменением алгоритма лечения [соотношение антиретровирусных препаратов первой, второй линий и комбинированных в 40, 50 и 10% соответственно с эффективностью 81, 96 и 96% соответственно] и достижением вирусологической супрессии у 90% получавших лечение потенциально позволит в 5-летней перспективе сохранить 550,6 тыс. лет жизни и 317,8 млрд руб. в монетарных терминах.
Заключение. Переход на 90% охват оптимизированными схемами лечения уже в среднесрочной перспективе обеспечит существенно более заметный общественный выигрыш, чем при сохранении сложившихся подходов. При этом дополнительное увеличение расходов на антиретровирусные препараты новой генерации, компенсируемое ежегодно возрастающей эффективностью применяемого подхода, снизит социально-экономическое бремя, которое несет российское общество в связи с эпидемией ВИЧ-инфекции.
Доклад подготовлен по результатам ситуационного анализа, проведенного в конце 2019 г., ряда предварительных разработок, а также двух последующих обсуждений в узком составе.
Доклад продолжает серию работ, организуемых факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ под эгидой МИД Российской Федерации с участием и поддержкой Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета по внешней и оборонной политике, журнала «Россия в глобальной политике», Международного общественного фонда «Российский фонд мира».
Для решения вопроса о включении вакцин против менингококковой инфекции в российский НКПП должны быть представлены убедительные аргументы, свидетельствующие не только об эпидемиологических, но и экономических выгодах. Цель. Посредством математического моделирования оценить прогнозируемые социально-экономические последствия при разных сценарных вариантах: при сохранении текущего алгоритма вакцинации и при включении в НКПП вакцинации против МИ всех детей в возрасте 9 и 12 месяцев. Материалы и методы. Для расчетов эпидемиологических последствий была построена имитационная динамическая прогностическая модель, в рамках которой проводилось сравнение потенциального эпидемиологического бремени заболевания при текущем сценарии вакцинопрофилактики (отсутствие в НКПП вакцинации против МИ) и новом сценарии, предусматривающем вакцинацию детей в возрасте 9 и 12 мес. вакциной MenACWY-D. Оценка эпидемиологической перспективы менингококковой инфекции проводилась на основе сложившейся в предыдущие годы динамики основных показателей ее распространенности в общей популяции с учетом влияния двукратной вакцинации детей в 9 и 12 мес. на период дожития каждой возрастной когорты, вакцинированной в 2019–2034 гг. Результаты и обсуждение. Наибольшее влияние на уменьшение числа клинических случаев заболевания будет достигнуто в возрастных когортах 0–1 год (-89%), 1–2 года (-84,5%), 3–6 лет (-73,6%). Модельные расчеты показывают, что благодаря двукратной вакцинации детей до года к 2034 г. можно ожидать предотвращения 571 случая смерти, что эквивалентно снижению потерь 40 509 лет предстоящей жизни и общественного выигрыша 104,7 млрд руб. в монетарном эквиваленте стоимости этих лет (накопительным итогом). При этом, с учетом предупрежденных случаев заболевания, суммарный монетарный эквивалент выгод общества начнет превышать расходы на вакцинацию раньше, чем через четыре года. Выводы. Таким образом, даже заниженная оценка выгод, не учитывающая всего объема предотвращенного ущерба (предотвращения 571 случая смерти, потерь 40 509 лет жизни и 104,7 млрд руб. в монетарном эквиваленте стоимости лет предстоящей жизни), свидетельствует в пользу очевидной важно.
Актуальность. Стратегия развития вакцинопрофилактики в Российской Федерации в числе прочих направлений предполагает совершенствование Национального календаря профилактических прививок и обеспечение его гибкости с учётом складывающейся эпидемической ситуации и появления новых вакцин.
Цель: Оценить социально-экономический ущерб от пяти вакциноуправляемых инфекций при различных сценариях вакцинопрофилактики.
Материалы и методы: Была построена имитационная ретроспективная модель с временным горизонтом 3 года (2016-2018 гг.), предполагающая оценку изменений в потерянных/сохраненных годах жизни с поправкой на нетрудоспособность, в т. ч. в монетарном выражении, в контексте дифференцированных исходов заболеваний и затрат на вакцины при разных сценариях охвата вакцинацией и алгоритма вакцинопрофилактики.
Результаты и обсуждение. Так, исследование показало, что в случае сохранения сложившегося алгоритма и охвата вакцинацией возрастной когорты детей до 2 лет ежегодные потери лет жизни с поправкой на нетрудоспособность будут оставаться на высоком уровне. Напротив, расширение охвата прививками пятикомпонентной вакциной до 60% детей возрастной группы от 3 до 18 месяцев снизит потери до 20 215 лет, сохранив 10 263 лет жизни (на 33,7% больше в сравнении с текущим алгоритмом) и еще в большей степени - при охвате близком к 100%, что может обеспечить 28 344 сохраненных лет жизни (на 93% больше в сравнении с текущим алгоритмом). Чем шире применяется комбинированная пятивалентная вакцина, тем меньше средние затраты на сохранение каждого дополнительного года жизни.
Выводы. Расширение охвата пятикомпонентной комбинированной вакциной обеспечивает наибольшие дополнительные выгоды за счет более быстрого прироста числа сохраненных лет жизни (выгод) в сравнении с приростом затрат (стоимости вакцин).
Подготовка экспертного доклада приурочена к председательству России в объединении БРИКС в 2020 г. В докладе рассмотрены ключевые особенности работы БРИКС, его место в системе глобального экономического регулирования, стратегии международного сотрудничества, экономического партнерства, в том числе в условиях новой промышленной революции, обоснована необходимость позиционирования в медиапространстве, интенсификации совместных кооперационных проектов с учетом меняющегося геополитического и экономического контекста. Основное внимание уделено задачам российского председательства в БРИКС, возможным инициативам и проектам по приоритетным для России направлениям, включая здравоохранение, образование, науку, сельское хозяйство, энергетику, цифровую экономику, экологию, конкуренцию, безопасность. Материалы доклада могут быть востребованы в рамках подготовки саммита БРИКС в 2020 г., стратегического планирования сотрудничества со странами БРИКС, организации системы межведомственного взаимодействия по линии БРИКС с участием экспертного сообщества, бизнеса и институтов развития.
Целью публикации - создание доказательной базы, позволяющей принимать решения о распределении государственных ресурсов системы здравоохранения на основе анализа затрат государства и получаемых им макроэкономических выгод от планируемых расходов. Экономические выгоды определялись от реализации двух мероприятий: обеспечения в рамках государственно финансируемых программ закупок инструментария для проведения самоконтроля уровня глюкозы крови у больных с сахарным диабетом в соответствии с нормативами и от использования глюкометров повышенной точности.
В данном докладе экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» проанализирован процесс внедрения и реализации механизма эффективного контракта в учреждениях социальной сферы и науки Российской Федерации за период с 2012 по 2016 г. В нем отражены промежуточные итоги и нерешенные проблемы перехода на новую модель оплаты труда работников образования, здравоохранения, науки и государственных служащих на основе результатов систематического мониторинга и исследований. Основной фокус сделан на крупнейшую в социальной сфере отрасль — образование. Именно с нее начался переход на эффективный контракт. В этой области накоплен наиболее яркий опыт, выработаны собственные подходы к оплате труда педагогов, а также собран значительный массив данных на основе Мониторинга экономики образования, проводимого НИУ ВШЭ. Собранные данные, выводы и рекомендации экспертов НИУ ВШЭ будут полезны и интересны как подготовленным читателям, так и широкой публике.
Посвящена вопросам определения экономической целессобразности широкого применения инновационных медикаментов для лечения хронического гепатита С.
Определение социально-экономического ущерба, наносимого алкоголизмом обществу, проведение сопоставительного экономического анализа применения двух схем медикаментозного лечения алкоголизма
Drug reimbursement mechanisms - planned for future implementattion in Russia.
Анализируется международная практика отбора проектов в здравоохранении для реализации их посредством механизма государственно-частного партнерства
Анализ мирового опыта отбора проектов ГЧП в здравоохранении
Посвящена вопросам оценки экономической целесообразности внедрения комплексных схем медикаментозного лечения ВИЧ-инфицированных наркоманов.
Статья посвящена вопросам оценки эфкогномической эффективности российской программы, направленной на снижение распространенности факторов риска заболеваний системы кровообращения
Посвящена оценке экономической эффективности реализации программ профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.